|
|
|||||
|
||||||
Манифесты футуристов уступают в сложности поэзии скальдов (Часть 1) (77)0 ![]() ![]()
добавлен 26.08.12 12:00
Отечественной государственности исполняется 1150 лет. А родители кто? Скандинавы? Женские отчества на Руси - тоже скандинавские причуды? Почему новгородцы позвали северных соседей править на Руси? Расскажет доктор филологических наук Федор Успенский в программе "Уроки истории" на радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Приглашаю на урок истории очередной. В этом году отмечается очень важная годовщина - 1150-летия начала отечественной государственности. Связано это с исторической датой: 862 год, призвание варяжских князей, Рюрика на Русь. И мы сегодня поговорим о том, какое это культурное воздействие, влияние оказало на исторические судьбы родины. У нас в гостях доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения Академии наук, а также ведущий научный сотрудник Университета "Высшей школы экономики" Федор Успенский. Федор Борисович, приветствую вас. спенский: Здравствуйте. Светенко: Я уже, как мне показалось, успел в одной фразе сформулировать и ту цель разговора, которую мы себе поставили. Поясню ее более простыми словами. Ну что, был такой грех, призвали кого-то со стороны чуждых, ненужных, да? Но они же никакого воздействия и влияния не оказали на историю, на культуру, они быстро растворились, ассимилировались. И на самом деле так ли это? Вот для начала дровишек подброшу. Русь, русы - это, значит, на древнескандинавском языке - это гребцы, гребец, да? Успенский: Да, Rskarlar, да. Светенко: Да. И вот в первых письменных источниках, известных нам уже, так сказать, из-за рубежа, договоры с Византией, там договоры с Русью, то есть договоры император Византии подписывают вот с теми, кого они называют "гребцами, на ладьях приплывшими", то есть с этими варягами, которые, в общем-то приплывали далеко не с мирными, так сказать, намерениями, по первости. Успенский: Да, мы от рода русского - Карлы, Ингельд и так далее. И дальше следует перечень скандинавских имен. Вы действительно уже в своем вопросе и в своих замечаниях сформулировали очень многое. И тут надо сказать, что есть простые ответы, а есть ответ очень сложные, которые займут, может быть, не одну передачу. Простые ответы: были ли скандинавы? Судя по всему, все-таки да, были, на Руси они были и сыграли значительную роль. Теперь надо разбираться, что это за роль. Понимаете, то, о чем вы сказали и очень тонко и правильно подметили, что вроде бы вот эти скандинавы очень быстро растворились в славянской среде и перестали, строго говоря, быть скандинавами, это верно. Но это, я бы сказал, характеристическая, типичная черта вообще скандинавов той поры, это то, ради чего все и осуществлялось, то, благодаря чему они так многого достигли. Светенко: Приплывут в Нормандию - становятся французами, да? Успенский: Чрезвычайная мобильность и чрезвычайная адаптивность, гиперадаптивность, никаких страданий о потере национальной идентичности у них не было, они легко с ней довольно расставались и врастали в те страты, в ту среду, в которой они оказывались. Светенко: Вот психология человека тысячелетней давности, наверное, все-таки другая была. Успенский: Несомненно. Светенко: Потому что я могу ответственно говорить за людей 18 века, там по части общественного сознания, психологии, понятия там где приворовать, где соврать, а где чего - абсолютно все то же самое. А вот тысячу лет назад, интересно, наверное, все-таки было как-то по-другому. Успенский: Несомненно, эта психология была другой. И в то же время, безусловно, есть такие точки или кочки, даже можно сказать, по которым исследователь может двигаться. Потому что все-таки люди есть люди, и люди в чем-то изменились мало. В чем-то изменились невероятно. И собственно задача исследователя - понимать, с чем он имеет дело: где он имеет дело с какими-то вещами, близкими к современности, а где он имеет дело с совершенно другим миром. И мир скандинавов эпохи викингов - это, конечно, все-таки преимущественно другой мир совсем. Мир, основывающийся на других культурных категориях, на других культурных ценностях.
Скачать mp3-файл (11.5 Мб, 128 kbps)
обращений: 92
|
![]() Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Выходит с 22 августа 2012 года Подкастов: 117 Последняя запись: 10 декабря 2012 года |
|